Человещь в себе

Марсианин, дервиш, йог. Король времени, Председатель Земного Шара. Колумб новых поэтических материков, честнейший рыцарь поэзии и просто будетлянин. Велимир Хлебников, ярчайший представитель русского авангарда, поэт-футурист, обожал смущать окружающих выдуманными им самим или его друзьями «титулами». Отнюдь не бессмысленными, но требующими глубокого понимания контекста – как и все, что связано с Хлебниковым.

Шкала Хлебникова

Чтобы осознать суть футуризма в целом, а русского футуризма в частности, придется как следует поломать голову. Особенно это касается поэтического кубофутуризма, необычайно популярного среди молодых поэтов начала XX века. И если творчество Маяковского, с его звукописью, смешением стилей и ломаным ритмом в основном можно достаточно спокойно читать, слушать и воспринимать, то над «заумью» Алексея Крученых легко сломать мозг и в веке настоящем. А ведь сам автор утверждал, что в его знаменитом «дыр бул щыл» «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина»…

Велимир Хлебников по шкале «классика – абстракт» находится где-то посередине, на грани между понятными поэтическими образами и царством чистейшего авангарда, куда доступ непосвященным закрыт. Некоторые критики вообще не признавали его за поэта! Считается, что для полного анализа его произведений требуются огромными познания в математике, физике, психологии и философии, причем желательно, чтобы анализирующий отвергал рамки привычной науки и смотрел шире традиционного искусства. Короче говоря, был таким же «юродивым от поэзии», как и сам Хлебников, но при этом – чрезвычайно образованным. Возникает логичный вопрос – а насколько вообще подобное творчество требуется человечеству, если даже спустя добрую сотню лет оно остается уделом избранных? Возможно, футуризм Хлебникова нацелен на более далекое будущее, которое тот сам же мог прозреть. Он не называл себя провидцем, но делал предсказания, основываясь на неких числовых закономерностях. Хлебникову стоит отдать должное – он честно пытался научить остальной мир видеть эти числа, хоть и не преуспел.

Не пророк и не солдат

Вот некоторые из сбывшихся предсказаний Велимира Хлебникова: В 1912 году он дважды в печатной форме заявлял, что в 1917 государство Российское рухнет. Почти точно угадал возраст собственной смерти – 37 лет, умерев в 36. В коротком рассказе «Лебедия будущего» описал нечто, отдаленно напоминающее Интернет, а в начале поэмы «Ладомир» даже предвосхитил теракт в США 2001 года с уничтожением Всемирного торгового центра.

С другой стороны, строчки «И замки мирового торга, / Где бедности сияют цепи, / С лицом злорадства и восторга / Ты обратишь однажды в пепел» прекрасно ложатся на любую эпоху, а уж в послереволюционной социалистической России звучат и вовсе подобно гимну. Туда же относится и «пророчество» по поводу гибели государства в 1917-м, для него требовалось лишь чутко считывать настроения общества. Что до возраста смерти – Хлебникова «опередили» Пушкин и Моцарт, Байрон, Рафаэль Санти и Артюр Рэмбо. После же него в том же «зловещем возрасте» застрелился Маяковский, что вряд ли было совпадением. Сложно представить, что Хлебников как-то планировал умереть молодым, но с его абсолютным пренебрежением к собственному здоровью, это никого не удивило. Он не был пророком, но талантливым, почти непризнанным и почти сумасшедшим поэтом, живущим в безумное время. Его биография была бы не столь насыщена, не родись он в России 1885 года, не пройди он через Первую мировую и Февральскую революцию, не отправься он в качестве лектора вместе с Персидской армией в Иран… И при всем этом оставаясь босяком, бродягой и пацифистом, не выносящим конфликтов любого рода. Как можно объяснить то, что он скончался от нелепой болезни в глухой деревне, а не погиб в бою? Не иначе как Хлебникова все же хранили некие высшие силы.

Председатель земной гармонии

Хотя Велимир Хлебников даже не считал себя до конца футуристом, предпочитая называться более уклончивым, выдуманным им самим термином «будетлянин», именно он стоял на острие ножа движения кубофутуристов и остался в истории как их светлый гений.

18 декабря 1912 года вышел сборник стихов «Пощечина общественному вкусу», почти моментально окрещенный критиками «вымученным бредом претенциозно бездарных людей». Сборник совместный, но стихов Хлебникова туда поместили большинство. Учитывая то, насколько дерзкий вызов социуму бросали футуристы, подобные слова звучали для них изысканной похвалой. Представьте себе современных сетевых троллей, дружно ржущих над гневными комментариями, и получите довольно точное представление о молодых талантах кубофутуризма: Крученых, Лившице, Каменском, Маяковском и Хлебникове. Только действовали те «тролли» в масштабах страны, оперировали гениальными (по мнению их самих и будущих поколений) стихами, а некоторые были искренне уверены, что весь этот великолепный балаган окажет невообразимое влияние на будущее. Да, Велимир Хлебников относился именно к последней категории людей. К примеру, в 1916 году он основал «Общество председателей Земного шара» – союз деятелей культуры, осуществляющих идею мировой гармонии. Общество в идеале должно было состоять из 317 человек, так как именно это число Хлебников считал самым важным в человеческой истории. Когда через пять лет его шутливо «короновали» в качестве главного «Председателя Земного шара», он отнесся к церемонии как к священнодейству и не понимал, отчего над ним смеются проводившие «действо» Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф. Общество просуществовало до начала XXI века – значительно дольше, чем кто-либо мог себе представить. Правда, всерьез его воспринимал лишь создатель.

Создавая смыслы и миры

Как и большинство поэтов-футуристов, Хлебников любил придумывать новые слова и смыслы, и, по мнению многих, делал это лучше всех. Его «смехачи» и «времири», «лебедиво» и «поюнна» действительно врезаются в голову, хоть и в народный язык им попасть не удалось. Маяковский называл Хлебникова «Колумбом новых поэтических материалов», но был не прав – открытые будетлянином стихотворные земли до сих пор посещают лишь ценители, да школьники со студентами, ищущие глубинный смысл в «Кузнечике». Беда ли это? Ни в коем случае, ведь быть «поэтом для поэтов» гораздо лучше, чем не быть поэтом вовсе. Все, кто знал Хлебникова лично, однозначно говорили о нем, как о гении. Его рукописи, покрытые бисерным почерком, были заполнены безумным количеством материала: переплетением стихов, дат, каких-то сложных вычислений, прозы и вызывали некий хтонический ужас в сердцах даже самых закаленных литераторов. У него не было пауз в творчестве, если Хлебников ничего не выпускал, это не значит, что он хоть на день прекращал что-то писать. Возможно, для русской поэзии или даже поэзии человечества он сделал, по сути, не так много, ведь никто не смог толком продолжить начатое им. Велимир Хлебников остался некой «вещью в себе», гением и безумцем, не знающим границ в собственноручно созданном мире. Кого еще можно признать за подобную величину?

Максим Филаретов 

Фото: wikimedia


Рубрика сайта: ЛЮДИ И СУДЬБЫ
Отправить ссылку другу


0


Рубрики

Крутой поворот судьбы

Крутой поворот судьбы

Как понять, что пришло время перемен? И как отважиться сделать первый шаг навстречу неизвестности? Об этом и поговорим.

Почему не все «ходят» замуж?

Почему не все «ходят» замуж?

Чаще всего причина одиночества – в нас самих. Так что если хотите встретить свою половинку, придется поработать над собой.

Дорожная магия

Дорожная магия

Оберегом от неприятностей на дороге может стать ключ от машины. Нужно лишь дополнить его особой деталью...

Заплатки для памяти

Заплатки для памяти

Наша память, словно живое существо, обладает своим характером. Когда нужно запомнить что-то важное, она вредничает, отказывается.


МЕДИТАЦИЯ ИЮНЯ

МЕДИТАЦИЯ ИЮНЯ

Медитация июня будет посвящена работе с солнечным сплетением.

КАЛЕНДАРЬ САДОВОДА

КАЛЕНДАРЬ САДОВОДА

Лунный календарь садовода-огородника на июнь.

ОТПУСК ПО ЗОДИАКУ

ОТПУСК ПО ЗОДИАКУ

Рекомендации астролога Ирины Краснопевцевой.

НОВЫЙ НОМЕР "СТУПЕНЕЙ"!

НОВЫЙ НОМЕР "СТУПЕНЕЙ"!

Вышел в продажу новый номер журнала "Ступени Оракула"!

Loading...

Астрологический прогноз — способ узнать будущее

Составлять астрологические прогнозы люди научились еще множество веков назад для того, чтобы иметь возможность лучше подготовиться к сюрпризам, которые готовит нам судьба. Ориентация в реальной жизни по небесным светилам является одним из способов приоткрыть завесу будущего. Звезды способны рассказать нам о предстоящих событиях и определить наши действия.

Каждый вправе сам решать, верить или не верить в астрологический прогноз, но тот факт, что астрология — это реальная наука со своими методами исследования и неоспоримыми результатами, сомнений не вызывает. Ни один астрологический прогноз не претендует на то, чтобы его воспринимали как единственно возможную истину. Предсказания по звездам дают нам путеводную нить, тему для размышлений и рекомендации, которые могут быть выполнены или нет в зависимости от личных пожеланий человека. Каждый волен строить судьбу по своему сценарию, но звезды способны помочь нам избежать некоторых ошибок, вовремя ухватиться за счастливый шанс и просто сделать жизнь немного легче и светлее.